PHOTOGRAPHY
WRITING
PRODUCTION
Air Flight. Body Shock — Воздушный полет. Шок тела
001 002003004005006007008009010011012-13014-15016-17018019-20021-23

001 — 008. Red Ribbons I — VIII

009 — 011. Air flight I — III

011 — 023. Body Shock X, II, VII, VIII, VI, V, IV, III, I, XII, XI, IV

001 — 008. Красные полотна I — VIII

009 — 011. Воздушный полет I — III

011 — 023. Шок тела X, II, VII, VIII, VI, V, IV, III, I, XII, XI, IV

AIR FLIGHT. BODY SHOCK

2010

“The artist (Valery Katsuba) decided to make a project «Air Flight. Body Shock» about circus relying upon his own feelings. This is not a very trendy topic in contemporary art. Maybe, true affection, immersion into the subject of art can become a way out of art crises which turned into appendage of market conveyor, a part of entertainment industry, various discourses and “rational” perception of reality.

 

Phrases “a stretch of imagination”, “a spirit hover” carry one away into the world of irrational, world of dreams which the circus always appealed to. Human dream to learn to fly doesn’t derive from birdwatching, but evolves out of flying experience in our dreams, as well as from the internal “free fall”. One can hardly rely on Freud, who interpreted it as a fundamental sexual basis and educed origins of aircraft from Leonardo Da Vinci’s erotic dreams (“fellatio”). Flight is our unconscious desire enclosed in the memory of body and brain by evolution as a potential ability. Dream of flying is a “dream reality” that puts body under control and trapeze artists’ way of thinking turns into their lifestyle.

 

The whole structure of Katsuba’s photography underlines spiritual and classic origins of the gymnasts (Olga Golubeva and Evgeny Efremov) work, turns trapeze into high art backed by the “memory of body”. The young gumnasts  in their performances place an accent on beautiful forms of high art. Suddenly Dante’s Paolo and Francesca – two cuddling shadows floating together, who don’t part even in the hellfire – appear behind the photos showing elegant compositions built of young bodies. But the point of high art is that even in the most extreme circumstances it “performates” stress and recoil into high artistic conditions. In this sense the exhibition comprising several kinds of art and creative minds as co-authors (photographer and gymnasts), is about elevated things – it terms of gravity, ideas and feelings.

 

Andrey Khlobystin, art historian, St. Petersburg.

The author would like to express his utmost gratitude to The Old Moscow Circus on Tsvetnoy

Boulevard (Moscow), training teachers for air acts Nina Chuglaeva and Vladimir Buracov,

aerialists Evgeny Efremov and Olga Golubeva.

The author acknowledges his indebtedness to Anna Shpakova, Ekaterina Kondranina, Mark

Titensky, Dmitry Shevlyakov, Ilya Barkovsky.

 

 

ВОЗДУШНЫЙ ПОЛЕТ. ШОК ТЕЛА

2010

«Автор (Валерий Кацуба), выбрав темой проекта далеко не самую сейчас модную в современном искусстве

тему цирка, идет от собственного чувства. Возможно, что искреннее переживание,

вчувствование в предмет своего творчества и есть выход из кризиса искусства, ставшего

придатком рыночного конвейера, частью индустрии развлечений, разнообразных дискурсов и

«рационального» отношения к действительности.

Словосочетания «полет фантазии», «паренье духа» относят человека в мир

иррационального, сновидений, к которым всегда апеллировал цирк. Мечта человека о полете

происходит не из наблюдений за птицами, а из реального, всеми испытанного опыта

переживания полета во сне, а так же внутриутробной «невесомости». Здесь вряд ли можно

опереться на Фрейда, видевшего в этом фундаментальное сексуальное основание, и

выводившего из эротических сновидений Леонардо да Винчи происхождение авиации. Полет

– это бессознательное желание, заключенное эволюцией в памяти нашего тела и мозга, как

потенциальная возможность. Грезы о полете — «сновиденческая реальность» подчиняет

тело и характер мышления воздушных гимнастов, становится их образом жизни.

Кацуба всем строем своей выставки подчеркивает возвышенное и классическое начало в

творчестве гимнастов “первого поколения” Владимира Бурлакова и Нины Чуглаевой

(создавшими в 1970-ые годы вместе с Владимиром Волжанским спектакль “Прометей”).

Этот «прибавочный элемент», превращающий воздушную гимнастику в большое искусство,

подкрепленный «памятью тела» они, спустя три десятилетия, передали ученикам — Ольге

Голубевой и Евгению Ефремову. Молодые мастера, предстают у Кацубы почти

мистической реинкарнацией своих учителей. В их номерах акцент делается на прекрасные

формы большого искусства. И за изысканными композициями из юных тел, предстающими

на фотографиях, вдруг начинают маячить дантевские Паоло и Франческа — две обнявшиеся

тени, которые носятся вместе, не разлучаясь даже в адских муках. Но суть высокого

искусства в том, что в самых предельных обстоятельствах оно есть «перформатирование»

стресса и ужаса в высокие творческие состояния. И в этом смысле выставка, где сразу

несколько видов искусства и сразу же несколько творческих личностей выступают

соавторами – о возвышенном, в и смысле гравитации, и в смысле идей и чувств.»

Куратор: Андрей Хлобыстин

С глубокой благодарностью цирку Никулина на Цветном бульваре,

тренерам-педагогам воздушных номеров Нине Чуглаевой и Владимиру Буракову, воздушным

гимнастам Евгению Ефремову и Ольге Голубевой

С признательностью Анне Шпаковой, Екатерине Кондраниной, Марку Титенскому,

Дмитрию Шевлякову и Илье Барковскому.

© 2016 V. Katsuba
Made in - Petr Papasov